Про искусство

Искусство - система, которая отражает время, не только его культурные процессы или внутренние психические процессы, но и социальные, научные, технические, политические. Можно найти пересечения, параллельные процессы, похожее.⠀
Оно демонстрирует, как эволюционировало и революционировало мышление. Через искусство можно проследить, как менялось человеческое сознание, как идеи, концепты, дискурсы, входящие в мир, влияли и влияют на визуальные работы, литературу, музыку.

Оно - способ самовыражения, оно - язык, оно – то, что принимает вызов и отвечает на него, оно – предчувствует, оно - медиум, оно - огромный контейнер коллективного бессознательного, оно нарратив о человечестве.

Сначала – в искусстве имела значимость фигура, - искусство было фигуративным, предметным, реалистичным, - чем точнее изображено, тем лучше, оно отражало высокие идеалы и прекрасное. Бог, мир, человек. Природа, нимфа, библейский сюжеты. Но, однажды, вера начинает конкурировать с разумом.

Однажды, бинарные оппозиции - противоположные категории, перестают различаться, смешиваются, являя синкретичность, сложность, неоднозначность и представляя множество интерпретаций.

Однажды, искусство начинает подражать не реальности, а идеям, глубинным вещам, которых нет в чувственном опыте, а позже само начинает создавать реальности, например, кино.

Однажды, искусство начинает познавать само себя, ставит эксперименты, становится практикой исследования, в которой меняются углы зрения.

Однажды, искусство выходит за пределы музея, где мы на большой дистанции, снизу-вверх, созерцали его сакральность, недосягаемость и ауру, становится действием, акцией, свободным танцем, отношениями.

Однажды, оно начинает требовать белых пустых комнат и стен для экспонирования, выходит на улицы и появляется на стенах домов.

Однажды, искусство перестает быть вещью. Оно снимает с себя назначение понравиться, доставить эстетическое удовольствие, развлечь, быть понятным.

Однажды, оно плавится вслед за миром, становится беспредметным, абстрактным: Пикассо, ломающий форму «Авиньенских девиц»; Малевич, изображающий квадрат – внеприродную форму, дело рук человеческих, темный и пустой, как предчувствие ноогенного кризиса; Мондриан, пишущий решетки только с горизонтом и вертикалью.

Потом появляется минимализм, когда ты видишь, то что ты видишь: Сол Левитт, «полки» Джадда, концептуализм: Кошут «3 стула», Эванс «Смотри на меня, этого достаточно». Искусство все становится концептуальным.

Автономное, статическое, замкнутое, самодостаточное рассеивается, децентируется, нет больше центра и периферии, жанров, границ, иерархии, все связано со всем, все вмещает все, форма размыкается в «Открытое произведение» и свободное прочтение «Заметки на полях Имени Розы»» Умберто Эко, в музыкальную пьесу «4.33» Кейджа.

Исчезает автор - канал, через который искусство входит, появляется зритель, читатель, слушатель, вовлекается в перфоманс и спонтанную игру, рефлексирует, производит смыслы и значения.