Я родилась на Волге. Училась на Байкале. Закончив школу в шестнадцать, а университет в двадцать лет, экстерном сдав четвертый курс психфака, я торопилась работать.
В двадцать один год я уже руководила командой внутренних тренеров, а в двадцать три стала HR-директором многоотраслевого производства, позже насчитывающего несколько тысяч человек, решив продолжать карьеру в управлении персоналом. Я исследовала фарватер, училась управлять судном, быть в команде и заботиться о команде.
Помимо приложения психологии к управлению и изучения мотивации людей, сферой моих интересов было функционирование больших систем. Мною двигала вера в безграничные возможности, желание преобразовывать и достигать, а то, что я называла чувством перспективы было не чем иным, как видением.
Побывав в каком-то месте, оно становится частью твоей внутренней психологической географии. Как освоенная территория, пройденная ногами, которая зовет и даже болит в тебе, ты чувствуешь ее вместе с людьми, проблемами и процессами. С точки зрения управления, ты знаешь, чем управляешь, а не проектируешь систему в воображении. Я проехала десятки тысяч километров, став шире на океан, Японское и Охотское моря, Амур и Лену.
Знание психологии было моим мягким навыком, hard – непрерывно развивала, чтобы знать среду и давать хороший результат, на который была ориентирована. Я глубоко изучала не только HR-процесс, как управляющий и обеспечивающий процесс компании, но и системы управления: целями, изменениями, стратегический менеджмент, получив в нем степень MBA.
Так, пятнадцать лет, находясь внутри бизнеса, я отвечала на вызовы, решая, как глобальные задачи, например, создать с нуля бизнес-единицу, HR-службу или HR-систему, разработать комплексную систему мотивации, пятилетнюю стратегию, реорганизовать матричную орг. структуру; так и конкретные локальные задачи, например, снизить уровень текучести персонала, оптимизировать долю ФОТ в выручке.
Что я поняла, получая и осмысляя опыт?
Об организациях:
Организация – это система со взаимосвязанными и взаимовлияющими процессами. С ней нужно работать как с системой. Обрывочные решения не дадут ожидаемого, если это не пожар. Нельзя просто взять и надстроить, например, KPI или систему бережливого производства.
Нужно быть внимательным к слабым сигналам, они могут свидетельствовать о будущих рисках и помогать прогнозировать. Малая часть организации: филиал, отдел, группа — отражает целое, повторяя бОльшую динамику.
Изменения важно проводить сверху, постепенно адаптируя все уровни системы. Сопротивление изменениям — это нормально. Руководитель – основа и начало изменений.
Самые частые организационные патологии, которые я встречала – автаркия, бессубъектность, стагнация, рассеивание целей, несоответствие действий и целей.
Стратегии извне не работают, как и изменения извне не проводятся и отторгаются. Нужна ассимиляция и согласованное с людьми видение.
Прежде, чем разрабатывать стратегию нужно разобраться в текущей ситуации и понять, где мы сейчас, свериться с реальностью.
Кадровая политика – всегда производное от общей политики. Творчество и корпоративные мероприятия – это важно, но цели и задачи HR-службы должны проистекать из целей компании. HR — действия в стратегии дифференциации и лидерства по издержкам – это разные действия.
Все можно оцифровать, посчитать и измерить, — у обеспечивающих подразделений возможны KPI.
Не все можно посчитать и измерить, — в компании существует надрациональное, неосознаваемое — то, что скрыто в тени и в подводных течениях. Их можно обнаруживать, это дает значимую информацию о происходящем.
Бирюзовые компании – пока прекрасная утопия, компания эволюционно должна дозреть до этого цвета. Сначала компании и сотрудникам нужна ясная примарная задача и границы – цель, роли, полномочия. Это прямо влияет на мотивацию людей.
Ценности и миссия – это не искусственная категория корпоративной культуры, которую можно «нагенерить» и вывесить на стену, а смысловая, поддерживающая всю конструкцию. С нее все начинается.
О людях в организациях:
Поведение персонала обусловлено системой. Человек имеет валентность, приглашающую его к определенному поведению.
Об эмоциях в компаниях говорят редко, чаще как о мешающих факторах, но они есть. Эмоции — психический процесс людей. Жалобы в трудовую инспекцию и оппозиция в принципе – это не только низкая лояльность и удовлетворенность, но и неуправляемая политика психологического сдерживания (контейнеров) и плохая система внутренних коммуникаций.
Мотивация, в контексте HR, — это система мотивов людей и система действий по активизации данных мотивов, поощрения правильного производственного поведения. Что важно, то и контролируем в показателях.
Частые больничные и абсентеизм в целом, — свидетельство высокой тревоги персонала.
Не нужно бояться конфликтов и несогласных, важно организовывать пространство (место и время) для выражения мнений и диалога. Учет всех позиций — залог валидности и надежности решений.
Люди способны как создавать проблемы, так и решать их — совместно вырабатывать эффективные решения. Вовлекая людей, мы подключаем групповую мудрость. Вместе возможно больше.
В природе существуют короткие продуктивные форматы встреч, как альтернатива бесцельным многочасовым совещаниям.
Чем выше руководитель и хуже система внутренних коммуникаций, тем сильнее управленческая слепота.
Руководитель и есть свой самый главный инструмент управления. Стресс, усталость, выгорание ослабляют чувствительность, интуицию, эмпатию и способность стратегически мыслить.
Восемь лет назад я окунулась в орг. консультирование. Это деятельность,для которой осваиваешь новые инструменты, ими стали коучинг, как возможность видеть ресурсы и вести глубинные диалоги, фасилитация; как способ проводить здоровые групповые дискуссии, извлекая ту самую групповую мудрость; медиативный подход и мировая работа, как способ разрешать конфликты; психоанализ в бизнесе, как возможность анализировать скрытые смыслы и решать сложносочиненные проблемы; а также совершенствуешь мета-навыки: слушание, наблюдение, управление ресурсными состояниям и др. Уже позднее, я окончила Санкт-Петербургский экономический университет, получив диплом по управленческому консультированию и орг. развитию.
Сейчас я поддерживаю руководителей и все, что я знаю становится возможностью, которую можно впустить в большее количество организаций. Они обращаются ко мне, когда чувствуют угрозу потерять управляемость, когда что-то, несмотря на вложенные усилия и высокие затраты, не работает, результат не тот, что ожидался, когда мотивация и инициатива людей в компании низкая, команды нет, конфликты есть, когда назрела необходимость обсудить с людьми острую тему или договориться с партнером, когда не хватает специальных навыков, когда нужен профессиональный совет, когда есть беспокойство за будущее и жизнеспособность компании, когда видимость слабая как в тумане, а акватория новая.
Я погружаюсь в организацию диагностикой, помогая посмотреть более широко и системно, с других ракурсов, чтобы добавить ясности и понять корневую проблему. Или, выстроить нужную систему. Или, создать безопасное пространство для диалога и сосуществования разных мнений. Или, поймать волну: поразмышлять в доверительных беседах, осмысляя происходящее, увидеть возможности, найти решения, выработать точные действия, прийти к новому пониманию себя и бизнеса.
Мы работаем с руководителем в связке: когда рядом лоцман и огни маяка, можно скорректировать курс, уверенно пройти по большой воде в сложных местах, обойдя рифы, свободно двигаясь вперед.
2022
Санкт-Петербургский государственный экономический университет Управленческое консультирование. Международный стандарт ICMCI
2013
Байкальская Международная Бизнес Школа Иркутского Государственного Университета (MBA) Master of Business Administration Стратегическое управление компанией
1999
Иркутский Государственный Технический Университет. Факультет психологии Психология
Дополнительное:
2021
Высшая школа экономики, PhD Джеймс Кранц. Системно-динамический подход в организационном консультировании
2021
НП Национальная гильдия консультантов по управлению Диагностика бизнес-модели организации. Процессная модель
2020
Высшая школа экономики. Дерек Рафаэлли. Групповая динамика и работа с группами в организации
2019
International Coach Federation, Михаил Кларин. Коучинг первых лиц
2019
Московский Институт Психоанализа. Психоанализ в Бизнесе
2018
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭРИКСОНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОУЧИНГА Командный коучинг
2018
Томский государственный университет, Блинов В.Н. Организационная диагностика (по А. Пригожину и И. Адизесу)
2017
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭРИКСОНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КОУЧИНГА Kоучинг (стандарт ICF)