В любом офисе непременно окажется неприятный человек, который будет действовать вам на нервы и спорить по любому поводу. Зачастую такой субъект — подчиненный, и тогда руководитель может отмахнуться от проблемы: «Зачем волноваться из-за одного-единственного человека?», или: «Все остальные говорят, что я отлично работаю», или: «Да он всем портит жизнь, уволить — и дело с концом!».
Но, может быть, эти люди попадают в нашу орбиту неслучайно, и имело бы смысл видеть в них «особых друзей». Вот менеджер сталкивается с таким противником в лице коллеги или неудобного подчиненного, не может с ним справиться, злится и на него, и на себя — и в итоге отношения заходят в тупик. Если в подобной ситуации менеджер сумеет подавить в себе раздражение и сочтет этого сотрудника «особым другом», он может получить от него важный для себя и своей карьеры урок. Но если не сумеет, отношения будут ухудшаться, перерастут в конфликт и в конце концов плохо придется либо начальнику, либо подчиненному.
Разберем несколько ситуаций, когда управленцу пришлось задуматься над уроком, преподнесенным таким человеком.
Но, может быть, эти люди попадают в нашу орбиту неслучайно, и имело бы смысл видеть в них «особых друзей».
Ян — выходец из Германии, юрист, он работал в международной компании, получил повышение и стал управляющим партнером в брюссельском отделении через голову старшего партнера. Через несколько месяцев он убедился, что работает по 15 часов в день, управляя людьми и развивая бизнес, и проводит гораздо больше юридических консультаций, чем его коллега, который уходил на долгий обеденный перерыв, а в выходные и вовсе за дела не брался. С каждым днем Ян все больше злился на этого типа, тем более что тот был счастливо женат и получал удовольствие от жизни, а у Яна брак рушился на глазах. Ян не понимал, как быть с этим коллегой — разве что прямо потребовать от него, чтобы тот брал больше клиентов, и просто впадал в ярость уже от одного его вида. Отсюда мораль: нужно научиться соблюдать баланс между работой и личной жизнью.
Другой Ян, австралийский менеджер британского банка, не мог найти общего языка с француженкой, перешедшей в его команду из немецкого банка. Ян предпочитал демократический стиль управления и не давил на подчиненных, но сотрудница не прислушивалась к его советам и вела себя так, словно всем филиалом руководила она. Чем больше он пытался расставить все точки над i, тем хуже было ее поведение. Отсюда мораль: с разными людьми нужно вести себя по-разному.
А в целом урок такой: начальники не видели изъянов собственного стиля руководства. Обоим Янам не хватало осознанности, чтобы найти подход к конкретному человеку или ситуации. Они выбирали одно из двух: больше работать или больше обсуждать, больше обязанностей брать на себя или делегировать полномочия, вести себя отчужденно или дружелюбно. А во взаимодействии с такими людьми нужно было нечто принципиально иное.
Разумеется, гораздо легче требовать от других изменить себя, чем меняться самому. Но во всех этих случаях подсказка у главных героев была: то самое раздражение, которое они чувствовали, когда не получалось добиться своего. Оно как раз и говорило, что пора что-то изменить в себе, но все равно первой реакцией было возмущение. Не хочется иметь дело с «плохим парнем», вообще с неприятной ситуацией. Но, как показывают эти примеры, наше внутреннее сопротивление — важный симптом, и, вглядевшись в него, оба Яна нашли путь к собственному развитию. Если бы они проигнорировали эти эмоции, они с большей долей вероятности наталкивались бы на таких людей снова и снова, к немалому ущербу для себя и своей карьеры.
Согласны ли вы с моей теорией? Возможно ли самостоятельно распознать своих «особых друзей»? Нет ли у вас истории, которой вы хотели бы поделиться: чему вы научились благодаря общению с трудным или неприятным коллегой?
Джилл Коркиндейл
Бывший редактор The Financial Times. Сейчас она занимается коучингом и пишет на темы глобального менеджмента и лидерства
Источник: http://hbr-russia.ru/liderstvo/delovye-svyazi/p16982/#ixzz3wzuzpyOP