«Если команды, указывающие человеку, что делать (говорит о спортивной команде «следи за мячом») не производят желаемого эффекта, что тогда производит? Попробуем вопрос.
• «Ты смотришь на мяч?» Как мы на это ответим? Вероятно, бу- nдем защищаться и, скорее всего, соврем, как в школе, когда учитель nспрашивал, внимательно ли мы его слушаем.
• «Ты почему не смотришь на мяч?» Защитная реакция при таком nвопросе еще больше усилится, или возможен некоторый анализ, ес- nли вы склоняетесь к этому пути: «Я смотрю», «Не знаю», «Потому что nя думал о том, как держу клюшку». Или более откровенно: «Потому nчто вы меня отвлекаете, заставляя нервничать».
Такие вопросы не очень эффективны, поэтому рассмотрим воз- nдействие следующих.
• «В какую сторону закручен мяч, когда летит на тебя?» n• «На каком расстоянии он сейчас пролетел над сеткой?»
• «После отскока он крутится быстрее или медленнее?»
• «Насколько далеко мяч находится от соперника, когда ты уже nвидишь, в какую сторону он закручен?»
Это вопросы совершено другого порядка. Они производят четыре nважных эффекта, чего не скажешь о других вопросах или командах.
• Такие вопросы вынуждают игрока следить за мячом. Без этого nна них нельзя ответить.
• Правильный ответ на заданный вопрос потребует от игрока nмаксимальной концентрации, обеспечивая высшее качество входя- nщей информации.
• Подобные вопросы требуют ответов, содержащих описание, а nне осуждение, поэтому риск впасть в самокритику или нанести nущерб своему самолюбию отсутствует.
Джон Уитмор