Слабые сигналы — приметы перемен. Обнаружить и усилить!

“Одна из особенностей работы руководителей в том, что информационная перегрузка вынуждают их не замечать второстепенные, слабые сигналы, руководствоваться только сильными и актуальными фактами и событиями.

Высшие руководители огорожены от периферии организации промежуточными структурными уровнями, руководителями среднего и низового звеньев. Поступающая информация снизу, как правило, ограничена и неточна. Сообщения о каких-то событиях на фронтальной линии организации, в подразделениях если и доходят, то с наложением личного и группового интересов на содержание и сроки прохождения этой информации.

Любой руководитель в той или иной степени может заблуждаться насчет того, что именно происходит в его организации. Чем крупнее организация, чем более она разветвлена, тем в большем заблуждении оказывается первый руководитель.

Неспособность управленческой системы распознавать, оценивать слабые сигналы составляет значительный фактор риска для организации.

Слабые сигналы – это такие признаки событий, явлений, которые не воспринимаются действующей системой управления, но оказываются важными после их усиления. Именно о слабых сигналах говорят с огорчением и досадой, когда они стали уже сильными: “Ведь это можно было предвидеть!” или “Ведь были же признаки!”

Слабые сигналы – это недооцененные предупреждения из будущего. В отличие от консультанта для работников организации они находятся в фоне, т. е. являются привычными атрибутами среды. Их не оценивают вовремя по двум причинам: они не доходят до лиц, принимающих решение, они доходят, но не воспринимаются как что-то значимое.nНеспособность своевременно оценить слабые сигналы является, наверное, самой распространенной причиной кризисов в бизнесе, социальном управлении вообще.

Движение слабого сигнала можно представить по следующим элементам: источник появления -> канал передачи -> пороги восприимчивости -> последствия. Все из перечисленного здесь присутствует объективно, субъективен только один, зато важнейший элемент – канал передачи слабого сигнала. Фактически задачи консультанта сводятся прежде всего к созданию таких каналов.

Канализирование слабых сигналов происходит с учетом таких их качеств: сила, регулярность, динамика.

Существует такой тип слабых сигналов, которые на одном уровне организации воспринимаются как очень даже сильные, но, доходя до высшего уровня ее, настолько ослабевают, что становятся незаметными.

Профессионализм консультанта состоит в способности обнаружения слабых сигналов, их усилении и доведении в усиленном варианте до лица, принимаемого решения. Это похоже на способность художника улавливать около 30 оттенков черного цвета, в то время как всякий другой больше 3-4 оттенков не воспринимает.

Аркадий Пригожин

X