В некоторых бизнес-моделях заложен риск высокой текучести персонала по причине стресса и эмоционального выгорания. Система настроена на быстрый результат, высокую нагрузку и отдачу, получается молот, который перемалывает рынок труда на высоких оборотах, без прогнозирования, а что будет, когда «люди кончатся»?
Удивляет, что некоторые топы и даже HR-директора таких систем уделяют много внимания «жестким» факторам: структуре, системе показателей и совсем не уделяют «мягким»: системе коммуникаций, ценностям; прокачивают навыки операционки и мало развивают софты, - еще можно услышать нечто вроде: «мы не верим, что выгорание бывает, это лень».
Между тем, на майской Всемирной ассамблее здравоохранения в этом году, - руководящем органе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), синдром эмоционального выгорания официально занесен, как фактор, в МКБ – 11 (Международный справочник болезней) под кодом QD85 и определяется как «синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, который не удается преодолеть». Синдром проявляется в таких аспектах, как:
• ощущение мотивационного или физического истощения;
• нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей;
• снижение работоспособности (соответственно, снижение производительности труда).
Соответственно, далее, «неэффективный» либо увольняется сам, либо его высвобождают.
Между тем, помимо грамотно выстроенного процесса организации работы, мотивации, правильно настроенные «контейнеры» в компании, в виде возможности обсуждать возникшие в работе трудности и проблемы, просить и получать помощь, обсуждать сложные вопросы, способны значительно снижать стресс и уровень тревоги в целом, которая, кстати, коррелирует с абсентеизмом (кол-вом болеющих и больничных).