О танцующих компаниях и габитусе руководителя

В компаниях, в которых мы трудимся, не всегда присутствует свободный поток, присутствуют действия, шаги из кабинета в кабинет, ординарные движения послушных тел, “треугольники” в креслах, “спицы” коммуникаций, статичные позы “self to self”, направленное внимание, чтобы достигать целей, ритм стаккато, замирающее в стрессе дыхание и напряженные плечи. На работу ходит голова, большая аналитическая голова, являющаяся центром движения. Руки иногда встречаются в сагитталях рукопожатий, и этот стол между людьми, в телах которых и заперт этот поток.

Будучи руководителем, в течение многих лет, я часто замечала и переживала, как в результате офисной жизни, человек, да и я сама, будто переставала замечать свое тело, а вместе с этим – теряла чувствительность и само ощущение жизни, воспринимая ее событиями в голове.

Это происходит с нами еще в школе, а после, в университете: мы учимся контролировать, быть послушными, “сидеть прямо” за партой, развиваем интеллект и логику, когнитивную сферу, копим концепции, учимся опираться на факты и аргументировать, побеждать в спорах. Тело и эмоции – это маргинализированные субстанции в работе. “В школе на тело обращают внимание только на уроках физкультуры, цель которых — поддерживать тело выносливым, чтобы оно могло переносить ум из одного места в другое”. Когда мы взрослеем уроки физкультуры заменяются занятиями в фитнес-центрах, бегом с трекером на запястье и горными лыжами, которые становятся неким социальным кодом престижа.

Габитус успешного руководителя (а до этого, успешного студента и школьника) – подтянутая осанистая фигура, в тесном синем костюме, широкий шаг “в колесе”, загорелое “poker face” с поднятым подбородком, зажатой шеей, по которому мы оцениваем степень уверенности, лидерства и профессионализма. Еще один важный момент: культ скорости нашего времени, возможность быстрого пассивного передвижение тела в пространстве горизонтали и вертикали.

Ричард Сеннет пишет “Сегодня, когда стремление к свободе передвижения одержало решительную победу над сенсорными притязаниями пространства, в котором движется тело, современный мобильный человек переживает что-то вроде кризиса осязания: скорость движения лишила тело ощущений.”

Если добавить ко всему этому место, в котором мы обитаем - огромные заснеженные территории, хвойный лес на сотни километров и полгода зимы, мы получим, замороженные съеженные тела, скованные морозом, разливающиеся, расправляющиеся, оживающие коротким летом или в жарких странах на песке.

Как освободить поток? Что, если мы будем ходить на работу целиком? Как оживить и поддержать поток в компаниях? Что ценного может дать Танцевально-Двигательный подход компаниям и работающим людям?