Кризис пандемии и искусство лидерства

Статья написана для E-xecutive 6 мая 2020г.

Поразмышляем, над вопросами: Существует ли запрос на человекоориентированное лидерство? Что такое лидерство в принципе? Предъявляет ли кризисное время новые требования к лидерству? Как отвечать на эти вызовы?

Мы получаем сейчас разделенный опыт, переживая период, где главным героем становится человек и выросшая ценность его жизни.  Человечество уже проходило пандемии, например, чуму. Взгляните на полотна возрожденческих художников: на социальную дистанцию в работах Джованни Беллини или хроники Питера Брейгеля, запечатлевших то время. В этической дилемме свобода vs безопасность, ради безопасности, человек 21 века готов поступаться свободой и приватностью. Норма сдвигается. Мы наблюдаем, что «даже либеральные страны ведут себя как авторитарные демократии, автократии, и мы соглашаемся на это», как говорит Екатерина Шульман. Мы принимаем ограничения, делая (надеюсь) осознанный внутренний выбор, а не регрессируя к ранним моделям объектных отношений: «Ты наказан, и поэтому будешь сидеть дома».

Новая ситуация ставит здоровье человека во главу угла, - не запрос ли это на человеко ориентированное лидерство?

Давайте разберемся, что такое лидерство в принципе? Это популярное слово - коробка, куда каждый вкладывает свое понимание.  Две тысячи лет о лидерстве размышляют и серьезно исследуют весь 20 век, в контексте развития психологии, социологии и становления промышленности.

Слова лидер и лидерство образованы от англосаксонского корня «lead» (в переводе – «дорога», «путь»), который происходит от глагола «leaden» - «путешествовать», «идти». Будучи мореплавателями, англосаксы так обозначали курс судна в море, а лидерами называли людей или суда, которые показывали путь.

Лидерство - это взаимодействие и способность оказывать влияние на людей и группы, направляя их усилия на достижение целей.

То есть, то важное, с чего я начинала обучение своих студентов на факультете менеджмента - у лидерства всегда есть три составляющие:

  • Цели.
  • Последователи. (Группа, люди)
  • Влияние. (Лидерство, это не акт, а процесс)

Формула лидерства может выглядеть так: влиять, чтобы побудить кого-то (группу) делать что-то  и зачем-то (цель, видение).

Теорий, объясняющих лидерство, как и определений, – множество. Для удобства, я классифицирую их на эндогенные, - рассматривающие лидерство, как «внутренний» феномен: теория врожденного лидерства, теория черт, компенсаторные психодинамические теории; и экзогенные, -  рассматривающие лидерство, как результат влияния внешних факторов: лидерство, как функции группы, ситуативное лидерство, поведенческие теории.

Например, в компенсаторной теории, лидерство рассматривается как поведение, нейтрализующее или компенсирующее некоторые болезненные переживания и внутриличностные противоречия. Среди движущих мотивов лидерства отмечается стремление к власти, которое компенсирует чувство неполноценности, пишет А. Адлер; стремление к контролю ситуации, компенсирующее тревогу, связанную с фрустрированной потребностью в безопасности, говорит К. Хорни.

А, в теории лидерства, как функции группы, - в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, способный удовлетворить потребности и ожидания группы, отмечают в своих исследованиях Р. Кричевский, Е. Дубовская, Д. Хоманс. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.

Все теории переосмысливали лидерство, пока не появилась интегративная теория, а после теории аутентичного лидерства, которое изучали К. Баан и Ф. Лонг, так близкое к современному понимаю человекоориентированного лидерства.

Какие новые требования предъявляет кризисное время к лидерству, когда ситуация требует поправок на реальность, сворачивая перспективы и сокращая горизонт планирования, делает ошибки выпуклыми, показывая необходимость высокого проникновения в технологии, обновления архаических систем управления, заставляет переориентироваться и инвентаризировать, предлагает этические дилеммы.

Люди средневековья в чумной кризис тоже отказывались и сопротивлялись прерывать хозяйственную деятельность. Мы видим, что современные лидеры бизнеса также балансируют в этической дилемме, принимая сложные решения, сохранять персонал vs «резать» издержки.

Как отвечать на эти вызовы?

  1. Уметь выдерживать эмоции. Свои и не свои. Иногда, лидеры вводят чрезмерные правила и регламенты, потому что не умеют работать с конфликтами и справляться со сложными эмоциями, например, агрессией, выдерживать ее, пытаясь снять напряжение - властью.
  2. Создавать ясные правила, которые снижают тревогу неопределенности, и здоровую рабочую среду, поддерживающую креативное мышление, которое всегда находит «третий путь» из двух возможных.
  3. Быть ответственным. Публичные компании, например, измеряют индекс HSE «Health, Safety &Environment», индекс «Ответственность и открытость», отражающие поведение компании по отношению к здоровью сотрудников, обществу, среде. Отдача сотрудников от ответственного лидерства - ответственное поведение в отношении клиентов, высокая включенность, честность, ориентация на долгосрочный результат.
  4. Действовать, сверяясь с ландшафтом смыслов: из глубинных внутренних идей и ценностей, когда присутствует целостность декларируемого и действительного поведения.
  5. Уметь работать с парадоксами: неоднозначностью, противоположностями, высокой неопределенностью, риском, «не­знанием».
  6. Искренне и открыто говорить о происходящем, будущем, дилеммах, что поддерживает доверие.
  7. Быть мужественным. «Прокладывают тропу - путь в темноте, преодолевая страх, притаившийся где-то рядом», цитируя К. Даума.

Я наблюдаю, как меняются запросы лидеров, многие из них готовы справляться и бороться, отвечать времени.

Рано подводить итоги и делать выводы. Мы создаем историю. Может быть современные художники смогут когда-нибудь переосмыслить и отразить происходящее.

Сейчас «лучше находить следующий (этический, человекоориентированный) шаг, который позволяет истории продолжаться», как говорит А. Бекман.