КОНФЛИКТ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ?

Зачем в организации существуют конфликты?

Зачем в организации существуют конфликты? Конфликт как лакмусовая бумага, показывает, что система не целостна, ее элементы не зрелые, не синхронизированные, и она не выдерживает изменений. А, между тем, напряжение, содержащееся в конфликте – это мощная энергия, которую можно направить в позитивное русло. Руководитель, понимающий это, да будет счастлив. Организация – система живая и главный ее элемент — люди. Ценности, цели, взгляды, интересы людей в конфликте сталкиваются. И мы, учившиеся выигрывать любой ценой в позиционном торге, боремся, доказываем правоту, пикируем аргументами, давим эмоциональной силой, агрессируем, отстаивая, уже не столько профессиональные интересы и интересы организации, сколько амбиции и статус самого себя; либо наоборот сдерживаем эмоции, избегая конфликта, тем самым, глубже погружаясь в холодную его фазу.Иногда мы делаем выбор удалиться или удалить “проблемный элемент”, но это подобно маленькому ребенку, закрывающему глаза рукой, чтобы не видеть нечто пугающее. Проблема остается, потому что она всего лишь отражение во внешнем мире конфликта внутреннего, ошибок восприятия, наших установок, вытесненных эмоциональных реакций, и пока внутренняя территория не очищена, а эмоции не проработаны, будут появляться люди и ситуации, указывающие нам на это. Решить конфликт – не значит победить или уступить. Решить конфликт – означает осознать противостояние, осознать, что стоит за эмоциональными проявлениями, принять право на существование другой позиции, другой картины мира, расширяя тем самым свою. Именно в этот момент происходит интеграция системы, она переходит на качественно новый уровень. Организация становится гибкой, способной эффективно действовать в быстро меняющихся внешних условиях. Так, в конфликте есть ресурс для развития, а разрешение конфликта – это этап эволюции системы и гарантия ее зрелости.