Люди в процессе самоактуализции. Евгений Доманов — черно-белая медитация

- Евгений, ты недавно вернулся из Японии, фотографии собирают сотни лайков, десятки тысяч просмотров, расскажи о своей поездке.

- Да, Япония - поездка мечты. Я путешествовал по таким местам, о которых не слышали даже коренные японцы. Даже профессиональные японские фотографы и гиды задавали мне вопрос: “Что это за место?” - когда я показывал им отснятые материалы. Маршрут разработал сам, сам нашел эти интересные места. За три недели вдоль и поперёк исколесил национальные парки Хоккайдо и Хонсю, был в нескольких городах, снимал дикую нетронутую природу, животных, птиц, японские святыни, храмы и замки. За одну поездку застал два времени года: поймал зиму за хвост и встретил весну.

Два года мечтал снять японских журавлей , белоплечих и белохвостых орланов. И вот, я - в Японии, мы едем к реке, где ночуют журавли, а после просыпаются, объединяются парами, летят в заповедник кормиться и к обеду разворачивают танцы, которыми выражают свое настроение, танцуют и поют, синхронно запрокинув голову назад. Я понял, что все выделенные три дня, я проведу здесь. Получилась серия очень интересных снимков, например брачные танцы журавлей.

В Киото я нашел потрясающий по красоте сад, упоминаний о котором нет в путеводителях, - цветущий, пышущий и благоухающий сакурой разных сортов, земля которого покрыта тонким слоем зелёной травы и красными бутонами с неизвестных мне деревьев, которые раскрывшись, сразу падают на землю. “Это рай”? - спросили меня, увидев фотографию? – “Да!”

За одну поездку мне удалось побывать в Парке снежных обезьян Дзигокудани, в деревне Сирокава-го , которая включена в список всемирного наследия Юнеско, в национальных парках Кусиро-Сицуген, Акан и Сиретоко на острове Хоккайдо, побывал на озере Яманако – у подножия Фудзиямы. Я снимал журавлей, лебедей, орланов, оленей, лис, сов. Посетил бамбуковый лес Сагано в Киото и снял сюжеты в крупных японских городах.

ВАЖНОЕ для съемки

- Я знаю, что ты обучаешь фотографов, регулярно проводишь мастер-классы, фото-экспедиции, фото-круизы по Байкалу. Что должен уметь фотограф? Что важно для хорошей профессиональной сьемки?

Нужна совокупность факторов: в первую очередь, нужно любить то, чем ты занимаешься, важно снимать в правильное время, когда природа дарит самый красивый свет, важно уметь выстроить композицию, нужно обладать терпением, художественным вкусом и, конечн,о нужно использовать хорошую фотоаппаратуру.

“Что у вас с глазами, Евгений Доманов?” “У вас другие глаза!” – как-то сказали мне. Наверное, фотографы действительно видят мир немного иначе. Нужно уметь не просто наблюдать, отслеживать моменты, находить нужную точку. Снимая, я хочу передать красоту, подчеркнуть детали, донести их до зрителя. У фотографа должно быть отличное внимание, в первую очередь внимание к деталям, он должен уметь замечать их. Еще, важно любить то, что снимаешь, природу, животных, если ты не любишь зверя, ты не снимешь его характерно, эмоционально. Без любви, без страсти фотографировать невозможно, должно возникнуть отношение.

Я люблю динамику, но терпение - это еще один секрет.  Приехав на сьемку к восьми утра, я мог ждать до двенадцати, когда начнутся журавлиные танцы. Пытаешься поймать не просто художественный смысл и композицию, но и идеальное освещение. Из тысячи - тот самый один кадр. Например, кадр с контровым светом на крыльях лебедей в полете, где солнце так удачно легло на них, что крылья просвечивают и видно каждое перышко.

В Японии я  снимал две – три тысячи кадров ежедневно в течение трёх недель.

Для такой фото экспедиции нужна профессиональная аппаратура. У меня Canon и Sony  Это надежные инструменты профессионального фотоохотника.

МЕЧТА

- Что чувствуешь, когда исполняется мечта?

- Я до сих пор не могу поверить, что произошло, то, что казалось за гранью возможного, хотя Япония находится не так далеко от нас. Было дикое желание туда попасть, я должен был быть там.

Недавно Букинг предложил посмотреть историю моих путешествий: за четыре месяца - четыре страны и девять городов, в основном это  Азия. Китай - Пекин, Гонконг, Вьетнам, Таиланд. Теперь Япония: остров Хоккайдо, остров Хонсю - Киото, Токио, Нагано, Осака, и Канадзава .

По секрету скажу, что не убираю далеко загранпаспорт, он на рабочем столе, планирую в мае опять полететь в Японию на полуостров Сиретоко, снимать китов и касаток. Касатка - коварное, опасное, огромное и изящное животное. Буду выходить в море и снимать с борта корабля.

СОСТОЯНИЕ ПОТОКА

- Что такое драйв, поток для тебя?

- На съемках дикой природы, час превращается в пять - десять минут. Внутреннее ощущение, что время ускоряется, летит. Первый раз я заметил это, когда снимал Байкальскую нерпу на Ушканьих островах.

Несмотря на сумасшедший темпоритм, за три японских недели, я ни разу не опоздал, везло, заходил в вагон и за мной закрывались двери. Будто синхронизировался со временем, попал в струю. За счет чего, поступала энергия? Наверное, меня подстегивал результат, я получал удовольствие от него. Ложился поздно, но заводил будильник на 4:45 утра, ехал на точку съемки, досыпая в поезде.

Когда программа максимум была отснята, я планировал выспаться, но понял, что не прощу себе, если не побываю в Бамбуковом лесу Сагано, в 5:45 утра был уже на месте  и умудрился сделать кадр  с пустыми дорожками, которые в шесть утра уже заполняются людьми.

Наверное, главное, что мне удалось - это сделать прорыв, победу над самим собой. Я чувствую наполненность, удовлетворение и эмоциональное насыщение.

ДЕТСТВО

- Любовь к природе, это с детства?

- Да, помню, как родители вывозили меня на рыбалку, за ягодой и грибами, я еще не умел разговаривать, но уже умел собирать грибы, в кочках с мхом я находил грузди или ловил с мамой окуньков на заливе, сделанной ею удочкой. Вся моя жизнь связана с природой, даже прежний нетворческий лесной бизнес.

- Как человек понимает, что он фотограф? Это твоя “космическая профессия”?

- Мой опыт в фотографии больше двадцать лет лет, я начал фотографировать, будучи школьником, в пятнадцать лет снимал торжества и большие мероприятия, и не на любительском уровне – у меня была своя фотолаборатория. Мне часто пишут в комментариях: “С вашей помощью мы узнаем мир и места, в которых не были”.  Мне важна обратная связь в виде человеческого отклика, не столько восхищение моей работой, сколько восхищение, тем природным местом, которое запечатлено. У одного человека даже зародилась мечта побывать в Иркутске, когда он увидел городскую лавочку под дождем на фотографии. Так его вдохновила фотография! От этого хочется творить дальше, быть неким посредником между зрителем и природой, передавать что-то важное через свою работу.

ГЕОМЕТРИЯ ТРУБ

- Ты занимаешься и коммерческой сьемкой?

- да, я работаю преимущественно с крупными корпорациями. Это строительные, нефтяные компании, которые являются партнерами уже много лет. Почему заказывают у меня? Наверное, и потому, что даже установку по производству топлива, я фотографирую с художественной точки зрения, в режимное время, чтобы подчеркнуть всю геометрию труб, поймать интересные блики и отражения,  гармонично вписать этот объект в природный ландшафт. Я не документалист и не репортажный фотограф, мне важно подобрать температуру, свет, удачный ракурс и правильное время, чтобы после получить визуальное удовольствие.

 

Апрель 2018

Беседовала Наталия Любимова