Основа успешного бизнеса – это, прежде всего - его бизнес-модель. Чем удачнее бизнес-модель сама по себе, тем меньше требований (до определенного момента) она предъявляет к системе управления предприятием, квалификации персонала, и так далее.
Что такое удачная модель?
Удачными могут считаться бизнес-модели, которые способны приносить высокую прибыль на протяжении сколько-нибудь длительного периода времени (до нескольких лет). Именно высокая норма прибыли позволяет компаниям быть менее чувствительными к внутренним неэффективностям. До поры, до времени.
Задача - минимум, решаемая бизнес-моделью – обеспечить соответствие компании рыночному контексту в текущей и среднесрочной перспективе. В качестве рыночного контекста могут выступать требования клиентов, потребительские свойства аналогичных товаров и услуг, действия конкурентов, существующие технологии, и так далее. Это отличает бизнес-модель от стратегии, ориентированной и на более далекую перспективу и требующей гораздо более серьезных подходов к своей реализации.
Российская бизнес-практика показывает, что поддержание адекватности существующей бизнес-модели предприятия - более продуктивный путь, чем попытки реализации глобальных стратегий.
Сложно сразу взять и прорваться в «правильную нишу» - построить прорывную бизнес-модель, для этого требуется или сверхинтуиция, или серьезная аналитическая работа, а чаще всего – и то, и другое вместе. Гораздо легче сознательно и творчески переосмыслить все элементы уже существующей бизнес-модели, найти возможности и реализовать изменения. И пусть эти улучшения не будут глобальными - множество значимых малых изменений по системному эффекту может оказаться сопоставимым со стратегическими преобразованиями. Более того, они не требует, как правило, особых временных затрат и механизмов проектной реализации, и, следовательно, минимизирующих риски в случае ошибок и риски сопротивления изменениям.
Ценность бизнес-модели не только в том, что она показывает реальное позиционирование компании на рынке и позволяет улучшить его рациональными способами, она одновременно является и мерилом адекватности внутреннего «устройства» компании.