Top.Mail.Ru

«Медиация. Конфликты в бизнесе. Стоит ли идти в суд?»

«Бизнес-медиация. Конфликты в бизнесе. Стоит ли идти в суд?» - такую тему предложили мне организаторы Прибайкальского юридического форума.

Стоит ли идти в суд? Конечно, да!
Суд - это наша демократическая наработка цивилизованно разрешать споры со времен античности и княжества. Когда нарушены правила, они же закон, нужно идти в суд, несмотря на возросшие пошлины, а не бросаться друг в друга камнями. А в организации достаточно восстановить правила, они же границы: рабочего времени, должности, задачи, и конфликтность снизится.

То, что мы называем «конфликтами в бизнесе»: корпоративные, коммерческие трудовые споры, конфликты между партнерами, отделами, сотрудниками будут всегда. Их ведут люди. Непонимание, разница поколенческих взглядов, убеждений, языков, национальных и культурных особенностей, мнения, точки зрения всегда будут сталкиваться, и в местах столкновения происходить конфликт.

Более того, в среде неопределенности, когда стабильности, как категории больше нет, а контекст изменчив, ситуация внутри компаний тоже может меняться и вести к неисполнению условий договоров, что я часто встречаю. 54% такую цифру нам дают арбитражные суды.

Встает вопрос в том, как своевременно и современно конфликты и споры разрешать. И тут про бизнес-медиацию. В России до сих пор это непопулярное явление. Даже орфография исправляет слово «медиация», настойчиво добавляя букву «т».

В нашей культуре силы нам привычнее и желательнее выигрывать и побеждать. Моя приятельница, приехав в город и сев за руль, сказала: «Показать поворотник - это как пригласить себя обогнать». Уровень деловой конфликтности в стране, есть такой индекс, - два пункта. Это высоко.

Мой первый тезис о том, что медиация невозможна. Я имею в виду не коллективные трудовые споры, которые нам не дозволяют разрешать медиацией, а поздние этапы конфликта, когда мышление уже полярно, появляется идея врага и много эмоционального содержания, теряется предмет конфликта, да и речь исчезает.

До этой стадии доводить спор, конечно, не надо. Медиация - это диалоговая форма, а диалог в эскалированнном конфликте недостижим, потребуется много времени на деэскалацию, чтобы он мог состояться, и дополнительные компетенции медиатора. В частности, конфликтологическая, навык вести шаттл-переговоры и управление стрессом.

Но, когда конфликт еще медиабелен, а это ранняя стадия, а у спорящих есть мотивация договориться, потому что медиация - это добровольная процедура, а также сохранить репутацию, потому что это процедура конфиденциальная, когда на кону время и главное деловые отношения рекомендую медиацию или медиативный подход пробовать.

Я практикующий медиатор, который обучился, получив удостоверение в двенадцатом году, через год после принятия закона, сам пользуется медиацией, включает медиативные оговорки в свои контракты, и человек, которого профессионально интересует диалог.

Александр Ведерников в приветственном слове на Форуме пригласил «идти дорогою добра», цитируя мультфильм. Так вот, это идеологическая основа медиации. И мой второй тезис - медиация возможна.

70-85% конфликтов в процедуру вошедших, такую цифру нам дает практика, заканчиваются соглашением: простым устным, если переговоры используют медиативный подход, либо нотариально заверенным, приобретающим силу исполнительного листа, либо партнёрским.

Отмечу исполняемость решений: 95% супротив 33% судебных (юристы могут поправить меня, если я вдруг не точна, встречала цифру и 18% и 45% - то есть в любом случае это меньше половины).

Почему у медиативных соглашений высокая исполняемость? Потому что к решению пришли сами, договорились. Это называется консенсусом, предполагающим, что решение принято не третьей инстанцией, не большинством при голосовании, а согласием всех участников, к которому пришли в процессе переговоров: приводили аргументы, слушали, думали, искали решение. Пространство медиации способно вместить эту разницу мнений и разноголосие.

В моей практике есть случаи, когда партнеры приходят «нормально поговорить», то есть обсудить острый, априори конфликтогенный вопрос, причем даже онлайн. Чаще это партнёры в двойных статусах, там возникает больше всего путаницы: бизнес партнёры и супруги, бизнес партнёры и братья, бизнес партнёры и друзья.

Медиативный подход хорошо показывает себя, по моему опыту, и в многосторонних спорах, групповых позиционных конфликтах, или когда нужно обсудить в команде назревший сложный вопрос. Ведь он не только мирит и разрешает разногласие уже ставшее спором или конфликтом, он - хорошая превентивная мера, когда нужно скоординировать действия команды, пересмотреть условия договора, достичь взаимопонимания в каком-то вопросе.

Даже за жесткими позициями всегда есть интересы, если это не клинический случай. А интересы можно сопрягать в оригинальные решения.

Надеюсь, что медиация будет плотнее входить в нашу правовую культуру.