7 качеств стратегического управления от Игоря Альтшулера

Ключевые качества и свойства стратегического управления:

УСТРЕМЛЕННОСТЬ

Люди нередко собираются обсуждать вчерашние проблемы, а не завтрашние тенденции. Изучение даже лучших мировых образцов — это изучение проектов вчерашнего дня, быть на уровне — значит отставать: надо двигаться вперед быстрее, обгонять сегодняшний день.

НЕСИММЕТРИЧНОСТЬ

Если не свести сначала вектора хотя бы собственников, а лучше всех ключевых фигур, а начать сразу всем усиливаться, станет только хуже — в силу правил векторного сложения. Мир управления несимметричен (А+В не равно В +А).

ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ

Мир управления неочевиден и зачастую парадоксален. nn Казалось бы, следование принципам — это хорошо. И я могу привести реальные примеры, когда следование принципу ахиллесовой пяты (точность удара значительно важнее его силы) приносило фирмам успех. Вместе с тем, могу привести не меньше примеров, когда следование согласованным принципам привело к краху. Так было даже с таким гуманным с виду принципом как «ни одного обиженного рядом» (очень последовательная реализация этого принципа в одном проекте по слиянию компаний привела в конце концов к провалу проекта и тому, что обиженными оказались все).

СОГЛАСОВАННОСТЬ

Прежде всего важна согласованность понятий и точек зрения.nnДолжна быть база штатных ситуаций и правила (принципы) поведения в нештатных ситуациях.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ

Все должно быть сбалансировано — например, исполнительность должна дополняться возможностью возражать, думать.nnБалансировка текущего функционирования и развития фирмы. Сдержки и противовесы должны помочь тому, чтобы реформатор в своем рвении не разрушил текущее функционирование, а функционер не превратился в стража не живого.

ОДНОРОДНОСТЬ

Мы как малые дети, тащим все блестящее, что видим — идеи французской или американской бюрократии, японских кружков качества, немецких учебных центров и т.д., чаще всего пытаясь съесть все подряд и не умея отличить съедобное и сочетаемое от несъедобного и несочетаемого. Командировки на Запад и Восток зачастую приносят лишь вред, если увиденное не удается встроить в существующую систему ценностей.

ИНФОРМАЦИОННОСТЬ

Мы так часто говорим о том, что любая стратегия должна строиться на прочном информационном фундаменте, что уже сами в это поверили. Однако в мире мифов и грез, в искривленном N-мерном пространстве, это не совсем так. Вопрос об информации крайне тесно связан с вопросами о доверии и о власти.

Игорь Альтшулер, Бизнес-консультант, аналитик, Доцент РАНХ ПП РФ: Доцент ВШЭ