· Конфликт – это возникшее противоречие.
· Конфликт может быть структурным, интересов, данных, отношений, ценностей, и для каждого показаны свои интервенции.
· Конфликт находится на той стадии (из 9), на которой максимально находится одна из конфликтующих сторон.
· Начинать деэскалацию лучше не выше пятой ступени – потом «очень тяжело и дорого», как говорит медиатор Николай Григорьев.
· Переговоры о предмете конфликта можно вести только после того, как конфликт деэскалирован до третьей ступени, потому что:
· Начиная с 4 ступени важность предмета теряется, аргументы перестают работать, активна лимбическая система, стороны постепенно теряют субъектность, надевая «образ врага», начиная оборону и защиту индентичности и статуса.
· При эскалации конфликта на следующие этапы включается ретикулярная формация, а значит активируются физиологические защитные механизмы, при снижении функций неокортекса, что выключает этику, мораль, рациональность.
· Уже на 3-4 ступени для разрешения конфликта лучше привлекать компетентного посредника: медиатора, executive, который обладает навыком переговоров и арбитража.
· Консенсус (сотрудничество, win-win) наилучшая стратегия, снижающая репутационные риски, последствия, сохраняющая деловые отношения.
· Компетенция «стойкость в конфликте» и возможность находиться в зоне конфликта, разрешать конфликты развиваема и важна, особенно в корпоративном мире.