|
|

Трансформация. Когда качество действий встречается с центровкой. Питер Врица и Ян Ардуи

20 Январь 2019 // Автор : // Рубрика : Статьи // Без комментариев

1 глава книги коучей с мировыми именами Питера Врицы и Яна Ардуи «Когда качество действий встречается с центровкой».


ИСТОКИ ТРАНСФОРМАЦИИ

«Одно порождает два, два порождает три,
 три порождает четыре, а четыре
порождает все множество вещей»
Лао Цзы
ВВЕДЕНИЕ

В девятнадцатом веке молодой иезуит Джерард Мэнли Хопкинс (позднее он будет признан одним из самых оригинальных и сильных поэтов Англии) уделял большое внимание природе красоты и ее взаимосвязи с миром естественным и Божественным. Хопкинс отмечал, что красота имеет тесную связь с паттерном, который в свою очередь является результатом взаимодействия повторяющихся элементов и элементов различия. Например, рассматривая каштан, он заметил, что каждый листок одновременно похож и непохож на другой. Все листья состоят из пяти маленьких листочков, каждый из которых почти симметричен, но не совсем. Части листа похожи по форме и размерам, но все же они отличаются друг от друга. Каждый листок целиком очень похож на остальные, но обладает своей уникальностью. В большем масштабе, каждая ветка повторяет этот паттерн сложной взаимосвязи между сходством и различием, листья на каждой ветке похожи и непохожи на листья соседней ветви. В результате, каждая ветка и отличается и одновременно повторяет другие ветки. А еще в большем масштабе каждое дерево, признаваемое каштаном, похоже на другие каштаны, но обладает собственными уникальными отличиями.

Для Хопкинса, динамичное напряжение между сходством и различием лежит в центре восприятия красоты как в природе, так и в нашем собственном эстетическом творчестве – искусстве, музыке, поэзии.
То, что породило интуитивные озарения Хопкинса, как раз и является главной темой нашей книги. Наша исходная посылка состоит в том, что мы сами и окружающий нас мир участвуем в обширной системе паттернов. Жизнь появляется в сложной взаимосвязи паттернов сходства и различий. События повторяются с необычайной монотонностью, иногда с едва заметными, а иногда с поразительными отличиями друг от друга. Сходство и различие вызывают друг друга.
Паттерн заложен в основу нашего мира. Любопытно, однако, что паттерн есть, и вместе с тем, его нет. Подобно листьям каштана каждый из нас похож на другого человека и уникален в своем роде. Есть только одно общее – восприимчивость к паттерну. Паттерн наполняет наши зрение, слух и ощущения. Он снова и снова проявляется в наших привычках мышления и делания. Паттерн присутствует в мире как часть своей собственной природы и одновременно он неотделим от нашего восприятия и мышления. Мы и воспринимаем паттерны, и создаем их посредством своих уникальных способов нанесения границ опыта переживаний.
Например, представим, что мы сидим на большом камне на берегу горной реки. Омут реки может заставить нас глубоко задуматься о жизни, а течение и плеск воды делает поток мыслей плавным. Кто может сказать, где начинаются и где заканчиваются паттерны реки и паттерны нашей реакции на них? Но можно точно сказать, что мы легко обнаруживаем, как река стимулирует в нас некую внутреннюю рефлексию, а паттерн течения реки сохраняется даже, тогда когда нас у реки нет.
ИЗМЕНЕНИЕ, СТАБИЛЬНОСТЬ И САМОТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ
Итак, мы назвали паттерном некое созвездие сходства и различия, которое повторяется во времени или пространстве. Тем не менее, существует разница между паттерном клетчатой скатерти и паттерном, который демонстрирует роза.
Паттерны природы редко бывают статичными. Они отражают творческое напряжение между воздействием, направленным к постоянному сходству, и тенденциям, направленным к переменам и дифференциации. Таким образом, мы можем описать паттерны природы не только в плане сходства и различия, но и в плане динамических отношений между стабильностью и изменением. Мы замечаем, что такие парные тенденции присутствуют на каждом уровне развития природы. Атомы, молекулы, клетки, животные, люди и организации – все склонны защищать свою цельность, одновременно реагируя и приспосабливаясь к окружающей среде.
Как коучи и консультанты, мы должны быть особенно восприимчивы к этим парным тенденциям, к стабильности и изменению. Людям и организациям необходима стабильность, чтобы сохранить целостность. Однако они также часто бывают вынуждены приспосабливаться и изменяться, а стимул к изменениям иногда исходит извне, а иногда изнутри. Управление отношениями между тенденцией к изменению и тенденцией к неизменности становится решающим для благополучия индивидов, семейных пар, групп и организаций. Слишком много изменений – и целостная система может распасться, слишком мало – и она может стать застойной и плохо приспособленной к окружающей среде.
Отец Яна умер, когда мальчику было одиннадцать лет. Ян отметил, что смерть отца повлекла резкое изменение в семейной системе. Тем не менее, многое оставалось по-прежнему. Присутствие отца в семье продолжало ощущаться. Странным образом Яну казалось, что отец должен был умереть физически, ради сохранения в целостности системы семьи. Иногда изменение необходимо для стабильности, хотя справедливо и обратное.
Отношения между стабильностью и изменением, какими бы всепроникающими они ни были, только частично объясняют эволюцию живых систем. В сложных паттернах жизни мы наблюдаем присущую им саморазвивающуюся телеологию во взаимодействии между тяготением к стабильности и к изменению. Взаимосвязь паттернов устойчивости и приспособляемости, которые Кен Уилбер называет «agency» и «communion», вовсе не случайна и не произвольна. Существует некое тяготение к новым порядкам паттернинга, в которых могут проявиться свежие возможности. По этой причине такие писатели, как Уайтхэд, делают акцент на заложенное в нашу вселенную творческое начало, а Янтш описывает природные системы как «самотрансцендентные». «Самотрансцендентность» или «самопреодоление» отражает некий внутренний разум, появляющийся, чтобы склонить взаимодействие стабильности и изменения в сторону творческой трансформации.
Тяготение к самопреодолению свойственно всей природе. Сложные паттерны природы имеют неотъемлемое свойство одновременно исполняться и превосходить самих себя. Каштан, к примеру, растет и развивается. Глядя на его плод, можно предположить, как может выглядеть взрослое дерево, но нельзя с точностью сказать, каким будет окончательный паттерн листьев и ветвей. Дерево демонстрирует динамические отношения между тенденциями к изменениям и тенденциями к стабильности. Оно развивается и приспосабливается к окружающей среде, вместе с тем оставаясь по существу в своей «каштанности». Взаимосвязь между стабильностью и изменением всегда потенциально самотрансцендентна. Этот «выход за собственные пределы» направляет процесс, заставляющий семечко преодолеть себя и перерасти в побег, побег превратиться в корни и ветви, и, в конце концов, родиться плоду. Самопреодоление приводит дерево к зрелости, старости и умиранию, возвращая свои частицы миру, из которого они вышли.
Самотрансцендентность играет важную роль в нашей жизни на многих уровнях. Вот только один пример: одного из авторов этой книги, Яна, попросили помочь двадцатипятилетнему человеку, который провел последние пять лет в психиатрической лечебнице. Изучив причины его психического нездоровья, Ян понял, что что-то заставляет клиента оставаться душевнобольным. И Ян принял решение подключить к процессу лечения родителей молодого человека. Они оказались беспомощными, безнадежными людьми, не имеющими жизненных целей. Выяснилось, что здоровье молодого человека нарушилось спустя два месяца после того, как родители вышли на пенсию. Незадолго до пенсии они были озабочены тем, что без работы они лишаться значимой роли в жизни. Обсуждая с ними потерю смысла жизни, сын с удивлением осознал, что его болезнь дала им новую цель. Благодаря его душевной болезни они постоянно были заняты его лечением и его нуждами. Родители тоже поняли, что они приняли новую роль, которую им предоставил сын.
После этого пожилые люди задумались над тем, что связывает их друг с другом и дает им цель – как отдельным личностям, так и как супружеской паре. Ранее они были в большей степени ориентированы на поиск смысла жизни в работе. Взглянув на ситуацию по-новому, они смогли выйти за пределы паттерна и полюбить жизнь ради самой жизни. Поначалу их сын агрессивно отреагировал на это, желая, чтобы они вернулись к своим старым установкам. Перемены, которые произошли с родителями, потребовали и от него преодолеть старый паттерн.
Самопреодоление часто проявляется в некоторой удивительной перемене, когда происходит прерывание в существующей системе отношений между стабильностью и изменением. В работе с клиентами пауза, пустота или тишина (когда прерываются привычные паттерны) являются благодатной почвой для появления нового.
Мы часто чувствуем качество самотрансцендентности, когда настраиваемся на зону роста живых систем, будь то деревья, люди, организации или группы. Это не интеллектуальный процесс, а ощущение энергии системы, в которую мы вовлечены.
Самотрансцендентность проявляется не только на уровне индивидуального представителя вида или системы, она может появиться через большой промежуток времени у целых групп и классов системы. Дерево является автономным, или, как его называет Франциско Варела, «автопоэтинным» (отдельно растущим) организмом. В то же время оно является частью группы деревьев, которые находятся в непрекращающемся процессе адаптации к изменениям окружающей среды. Ростки могут быть сильнее дерева и приспособиться к изменяющейся окружающей среде. Если бы дерево могло жить вечно, то это существенно снизило бы способность его разновидностей преодолевать себя.
Любопытно, что самотрансцендентность выражается как в росте, так и в сублимации личности. На каждом уровне природы мы видим, как простые элементы складываются в более сложные паттерны, в которых появляются новые возможности. Субатомные частицы образуют атомы. Те, в свою очередь, соединяются в молекулы, в которых они (атомы) превосходят сами себя, продолжая свое существование уже как часть нового паттерна. У нового паттерна есть свойства, которые мы не могли предсказать исходя из того, что знали об отдельных элементах. Точно также молекулы соединяются друг с другом, образуя клетки, в которых их идентичность одновременно и отнесена к какой-то категории, и преодолена.
Клетки тоже объединяются и образуют более сложные органы и организмы. Увеличение биологической сложности ведет к еще большей сенсорному и интеллектуальному усложнению до тех пор, пока саморефлексирующие паттерны не становятся одной из особенностей умственной организации нашего вида. Как отдельные личности мы вступаем в отношения, которые выводят нас за собственные пределы. То, что мы при этом доля утраченного своеобразия, компенсируется преимуществами коллективного уровня. Это работает уже на уровне супружеской пары, когда ради большего наслаждения своими отношениями партнерам приходится жертвовать индивидуальной свободой.
В современном мире мы преодолеваем индивидуальные ограничения ради всеобщей экономической выгоды через сети организаций, в которых задействованы сотни тысяч людей, таких как, например, всемирная телекоммуникационная система, связывающая огромные компании и организации в самых разных странах. В свою очередь мощная совместная работа способствует коллективному творчеству практически в каждой сфере, позволяя людям, быстро связываться друг с другом по телефону или электронной почте, где бы они ни находились.
Самопреодолевающее взаимодействие между стабильностью и изменением, которое мы наблюдаем повсюду в природе, превращает вселенную в широкую арену, на которой возникают и развиваются паттерны. От атомов до академий, от лептонов до обучающихся организаций – самопреодоление, стабильность и изменение проявляются во всем творении снизу доверху и из края в край. Раскрытие отдельных личностей, социальных структур и природных систем – все может быть описано языком все тех же сущностных паттернов.
Эти паттерны Кестлер (а вслед за ним Уилбер) назвали «холонами» (предметами-процессами, в своей целостности и слаженности поддающимися определению наблюдателем). Холоны находятся в отношениях с другими цельностями, частью которых они являются. Эти паттерны являются генеративными (порождающими). Им свойственно учиться и творить. Их самопреодоление дает энергию и направление процессу, в котором саморефлексивное таинство жизни почти неизбежно должно появиться, вырасти и превзойти себя.
Мы называем такие саморазвертывающиеся паттерны «порождающими» из-за заложенного в них творческого потенциала. В отношениях между стремлением к стабильности и изменению всегда присутствует возможность появления чего-то нового и неожиданного. Порождающие паттерны, подобно холонам Уилбера, можно рассматривать и как целое, и как часть. Они обладают своей собственной автономностью и согласованностью. Кроме этого такие паттерны объединены в большие системы, в которых они способны превзойти свою индивидуальность, так как участвуют уже в более высоких уровнях организации.
В замечательной истории, которая начинается с электронов и кварков и идет к семье народов, оказывается, что в итоге Природа балансирует между «ничем» и «слишком многим». Самоорганизующиеся паттерны природы неслучайны, и их появление заранее не предопределено. В самотрансцендентной взаимосвязи между проявлением стабильности и изменением на всех уровнях сотворения, Вселенная оказывается огромным и, возможно, предельным образующим паттерном.

ПОРОЖДАЮЩИЙ ПАТТЕРНИНГ
В своей жизни мы управляем стремлением к стабильности и изменению, сходству и различию через восприятие паттерна и паттерны нашего восприятия. К сожалению, со временем мы заходим в тупик или ограничиваем сами себя рамками, к которым привыкли при управлении паттернами. Слепота в отношении к паттернам питает их. Осознание собственных паттернов делает нас более свободными. Если нам удается проникнуть в суть природы наших паттернов, мы можем использовать паттернинг (восприятие, создание и сортировку паттернов) для того, чтобы справиться с ограничениями. Теперь мы можем поговорить о «порождающем паттернинге». Порождающий паттернинг – это самотрансцендетные отношения с паттернами в нашей жизни. Суть порождающего паттернинга в том, чтобы знать как можно больше, о способах управления своими мыслями, чувствами и ощущениями, и подталкивать эти паттерны мысли в нужном направлении.
В отношениях с клиентом мы обязательно помогаем ему преодолеть ограничивающие паттерны мышления и поведения. И когда клиент открывает для себя способы установления такого рода отношений со своими паттернами, возникает возможность того, что его паттернинг станет порождающим.
Порождающий паттернинг – это когда наслаждаешься домашним уютом и одновременно создаешь его, получаешь подарок и одновременно его даришь, пишешь новую книгу и в тоже время впервые ее читаешь. Такие парадоксальные переживания – часть нашей повседневной жизни. Рождение ребенка – это еще и создание парой уникального единения сходства и различий, а также и дар жизни, который выходит далеко за пределы способностей творить, которыми обладаем мы как люди.
Многие художники описывают свой творческий процесс как странное смешение создания и получения. Иногда художник повелевает чему-то появиться на холсте. Но иногда можно сказать, что полотно и кисти говорят художнику, что делать. Тогда он или она являются получателем в творческом процессе.
В писательстве также существует непонятное соединение между поиском и принятием. Такое смешение способности принимать и активности находится в центре значимых и генеративных взаимоотношений со сложными паттернами жизни. Порождающий паттернинг предполагает, что мы одновременно активно изучаем паттерн, когда встречаем его в сумасшедшем ритме жизни, и в то же время позволяем этому ткани жизни развернуться и показать нам свои чудеса и тайны. Такое соединение принятия и поиска означает, что мы не можем, как одержимые нестись к своей, часто неправильно выбранной, цели. Нам нужно время, чтобы быть открытым и для получения наставлений и даров от тишины и размышлений.
Таким образом, порождающий паттернинг способствует восприимчивости не только в отношении наших паттернов, но еще и в отношении паттернов природы. Настроив свое сердце и ум на ритм паттернов, вплетеных в сеть жизни, мы получаем доступ к великому таинству нашего мира. Поскольку сердце и ум – составляющие паутины жизни, то, настроившись на паттерны жизни, мы настраиваемся не только на себя самих, но и на душу и мышление всего сущего.
Порождающий паттернинг особенно важен в наши дни. Наш мир, становясь все более изощренным, со все большим упором на специализацию, требует от нас изменить подход к жизни таким образом, чтобы признавая ее сложность, мы глубже ощутили отношения с тем, что объединяет и соединяет эту сложность.
Мы считаем, что такая восприимчивость качественно влияет на нашу работу в сфере содействия развитию. Когда мы настроены на глубокие соединяющие паттерны в себе самих, других людях и окружающем мире, нам гораздо проще помогать клиенту в поиске и преобразовании глубинных соединяющих паттернов в нем самом.
КОМПАС «ПУТИ РАСКРЫТИЯ»
Развивая понятия «Порождающего паттерна» и «Пути раскрытия», мы обнаруживаем, что в традиционной балийской философии существуют похожие концепции. Благодаря таким понятиям культура Бали остается замечательно устойчивой, несмотря на стремительные изменения, происходящие в последние годы. Вообще, балийцы демонстрируют удивительную способность ассимилировать изменения, сохраняя при этом сущность своей культуры.
И пусть такие понятия, как «стабильность», «изменение» и «самотрансцендентность», балийцы могут выражать по-своему, их понятия остаются весьма близкими нашим. Упомянутые выше качества часто изображаются в форме мандалы или лотоса с восемью лепестками. Обычно «стабильность» помещается наверху, «изменение» – внизу, а «самопреодоление» – в центре. Как ни парадоксально, но это означает, что в изменении присутствует стабильность, а в стабильности – изменение. Мандала жизни находится в изменении, а стабильность тяготеет к изменению. Эти два противоположных понятия являются выражением самопреодоления, находящегося в центре. Именно через их динамичное взаимодействие самопреодоление может выражаться в эволюционном развертывании этого мира.
Если мы рассмотрим природу этого преобразовательного процесса, мы увидим, что он происходит в виде танца стабильности и изменения, по сути, он энергичен и разумен. Подобно тому, как стабильность и изменение являются выражением самопреодоления, энергия и разум суть качества творческого центра и источника жизни. В нашей личной жизни мы воспринимаем проявление энергии как силу, а разума как чистоту.
Добавление этих качеств в мандалу или компас, как мы его называем, дает более детальное описание порождающих паттернов и глубинную структуру трансформации.
Так как эти качества проявляются в нашей жизни, мы называем их Основами центровки. Когда мы пребываем в центровке, голова, сердце и внутренние органы работают согласованно. Мы чувствуем силу позади и чистоту впереди себя. Они дают ясное представление о пути, лежащем перед нами. Мы сами находимся в центре, в простоте нашего присутствия и бытия.
Для полной центровки необходимо, чтобы все эти качества присутствовали равновесно и одновременно: стабильность и изменение, чистота и сила – все вместе.

В нашей работе консультантов по развитию мы должны чувствовать отношение клиента к стабильности и изменению и обращать внимание на то, как он реагирует на «аттракторы», вызывающие изменения, и «аттракторы», вызывающие непрерывность и постоянство. Мы осознаем соединение чистоты и силы, с которым клиент предстает перед настоящим и будущим.

Мы должны быть чуткими к балансу тела, который отражает отношения стабильности и изменения, чистоты и силы, воплощенные в нем. Мы понимаем связь между источником энергии в животе и стабилизирующем действии разума в голове. Мы размышляем о том, как они могут совмещаться в центре самопреодоления в сердце. Другими словами, мы отмечаем, как прочно клиент стоит на земле и как высоко он витает в облаках, – баланс между мечтами и реальностью, видением и действием. Мы реагируем как на горизонтальную, так и на вертикальную ось, замечая, каким образом клиент чувствует поддержку силы позади, а также чистоту и разум, указывающие путь вперед.
Взаимодействие между качествами, которые мы поместили вдоль вертикальной и горизонтальной осей Основ центровки предполагает возникновение четырех новых качеств. Так, отношение между стабильностью и энергией предполагает смешение подвижности и неподвижности. Подвижность и неподвижность предопределяют направление. Точно также взаимодействие стабильности и разума предполагает подключение нашего сознания, или, то качество, которое мы назвали «направленностью вовнутрь».
Отношение между энергией и изменением означает проявление бурной реакции или способности выражать чувства. Отношение изменения и чистоты порождает некое осознание, направленное на то, что происходит в области изменения. Мы называем это качество «соединенностью» (имеется в виду соединенность с контекстом в широком смысле – прим. ред.).
«Направление» и «соединенность» состоят в динамичных и системных отношениях. Движение невозможно без обозначения направления. Вместе с тем без соединенности направление остается бесцельным или не знающим своего контекста. Чтобы исполнить намерение или достигнуть цели требуется не только направление, но и способность поместить это направление в собственный контекст, знать, что будет влиять (положительно или отрицательно) на продвижение к цели.
В динамичных отношениях также состоят направленность вовнутрь и выражение. Без направленности вовнутрь, которая, как якорь, удерживает нас в источнике сознания, мы выражали бы чувства дико и хаотично. Не выражая свои чувства, мы бы жили отшельниками отстраненно от всего мира.
Направление, соединенность, направленность вовнутрь и выражение предполагают сбалансированность и устойчивость в центре. Это качество мы называем «осознание». Направление, соединенность, направленность вовнутрь, выражение и осознание, взятые вместе, являются Основами качества действий. Это ключи к самореализации в мире: знать, куда мы идем, осознавать контекст, оставаться подключенными к себе и источнику, и при этом активно выражать себя вовне. Если все эти качества сбалансированы и работают слаженно в нашем осознании, то у нас имеются необходимые элементы эффективных и качественных действий. Направление, порожденное внутренним вдохновением и соединенное динамичным выражением чувств вместе восприимчивостью и осознанием контекста, наверняка приведут к хорошим результатам.
На самом базовом уровне помощи клиенту мы должны быть особенно внимательны к способности человека эффективно действовать в мире. Это предполагает умение выбрать направление движения и придерживаться его, ориентироваться в контексте ситуации, хорошо знать самого себя и быть способным самореализоваться и осуществлять планы и мечты.
Центровка необходима для легкого и эффективного выражения и действия. В этом смысле мы можем сказать, что центровка является необходимым условием для качества действий, а Основы Центровки превосходят по важности Основы Качества Действий.
Однако на практике необходимо рассматривать качество действий и центровку относительно друг друга. Если чрезмерная концентрация на достижении цели отдаляет нас центровки, то слишком сильное внимание к центровке, отделенное от исполнения, тоже может стать ограничением. Когда жизнь проста и спокойна, быть в гармонии с самим собой и окружающим миром относительно легко. Если погружение в действие может увести нас от нашего центра и источника, то именно соединение качества действий и центровки придают действию завершенность.
Именно поэтому мы назвали эту книгу «Когда качество действий встречается с центровкой». Эта встреча происходит в центре, в источнике качества действий и центровки в самой сердцевине осознания. Отсюда исходит согласованность действия с нашей глубокой внутренней природой и усиление нашей центровки. Когда действие является следствием усиливающей его центровки, оно похоже на прекрасный, гармоничный танец, рождающийся из совершенного равновесия виртуозного танцора. Сам танец углубляет и усиливает природное равновесие, из которого появляется.
Эти фундаментальные принципы жизненно необходимы для организации работы. Коучинг предусматривает развитие основ и качества действий, и центровки с учетом того, как клиент приходит в равновесие или выходит из него. Мы как помощники в развитии обязаны следить за тем, способен ли клиент выбрать и выдерживать направление. Соединен ли он сам с собою, другими людьми, обстоятельствами? Соединен ли клиент со своей внутренней жизнью и источником творчества? Может ли он добиться исполнения своих желаний и достичь результата?
Основы Исполнения и Центровки особенно важны и для самого консультанта по развитию. Работая с клиентами, коуч должен быть внутренне отцентрирован, приятно ощущать себя в собственном теле, ощущать земное и реальное, и при этом быть способным к абстрагированию. Эффективный коуч отличается стабильностью и предсказуемостью, но вместе с тем он человек творческий и умеет удивить клиента. Его разум и сердце находятся в равновесии, укорененном в твердом ощущении самости, но вместе с тем он открыт тому, что превосходит личное. Коуч может предложить клиенту больше, если тот начинает работать, достигнув баланса между озарением и выражением вовне. Опытный специалист должен придерживаться выбранного направления работы, но при этом реагировать на то, что появляется и происходит в отношениях с клиентом. Коротко говоря, настоящий коуч должен быть моделью такой целостности, до которой он помогает клиенту дорасти.
Компас «Пути раскрытия» направляет на процесс интеграции, развертывающийся в нашей собственной жизни. Компас помогает нам сосредоточиться на процессе работы с другими людьми и показывает, на какие области следует обратить внимание.
В последующих главах мы будем исследовать, каким образом. Основы исполнения и Центровки отражены в развитии и клиента, и коуча. А это развитие происходит как процесс, развертывающийся во времени ни на разных уровнях, поскольку мы изменяемся, учимся и растем каждую секунду. По мере прочтения этой книги мы будем тщательно, слой за слоем, изучать компас и как краткую сводку представленного в книге материала и как указатель на более глубокое понимание процесса развертывания в целом.


Оставить комментарии

Ваш электронный адрес не будет опубликован.